а) Годовой круг богослужений
Каждый день года посвящается памяти каких-то святых, а также особым священным событиям — праздникам. Есть праздники неподвижные, которые из года в год отмечаются в те же числа, например: Рождество Христово (и предшествующий празднику Рождественский пост), Успение Божией Матери (и Успенский пост). Существуют, кроме того, подвижные праздники, которые в разные годы приходятся на разные числа. Сюда входят праздники, связанные с Пасхой, как, например: Вербное вокресение, Вознесение и Троица.
Пасха — самый радостный христианский праздник. Она — “праздников праздник и торжество из торжеств.” Господь Иисус Христос воскрес из мертвых на следующий день после иудейской Пасхи, которая в год Его распятия приходилась в субботу.
Так как ветхозаветная Пасха праздновалась по лунному календарю, и в разные годы приходилась на разные числа, то и новозаветная Пасха стала праздноваться в зависимости от ветхозаветной. Первый Вселенский Собор постановил, чтобы христианская Пасха праздновалась непременно отдельно от иудейской и всегда в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния.
Существуют пасхальные таблицы (Пасхалии), которые на каждый год указывают, когда приходится Пасха. Самая ранняя Пасха может быть 4-го апреля (22 марта по церк.кал.), а самая поздняя — 8-го мая (25 апр. по церк.кал.). За семь недель до Пасхи начинается Великий пост. Каждое воскресение великого Поста посвящается особому событию. (смотри брошюру: Великий пост). За неделю до Пасхи празднуется Вербное воскресение, через сорок дней после Пасхи празднуется Вознесение Господне, а еще десять дней спустя — Троица (Сошествие Святого Духа на апостолов).
Вот перечень главных двенадцати (”двунадесятых”) праздников, с указанием чисел по новому стилю:
Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (Богоявление, 19 янв.), Сретение Господне (15 февраля), Благовещение (7 апр.), Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) (последнее воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (сороковой день после Пасхи), Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница) или день Святой Троицы (пятидесятый день после Пасхи), Преображение Господне (19 авг.), Успение Божией Матери (28 авг.), Рождество Пресвятой Богородицы (21 сент.), Воздвижение Креста Господня (27 сент.), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 дек.).
От праздника Троицы начинается последовательное чередование 8-ми “гласов” — напевов и ежедневных чтений из апостольских посланий и Евангелия.
б) Недельный круг богослужений
Кроме годового, существует еще недельный круг богослужений, согласно которому каждый день недели посвящается какому-нибудь священному событию или святому. Так воскресный день посвящается Воскресению Христову; понедельник — ангелам; вторник — пророкам во главе с Иоанном Крестителем; среда и пятница —воспоминанию страданий Спасителя на Кресте (поэтому среда и пятница — постные дни); (в среду Иуда Искариот, один из двенадцати апостолов, предал Христа иудейским первосвященникам кроме Креста в среду вспоминается Божия Матерь; в четверг поминаются святые апостолы и их преемники — святители, из них особенно чтится святой Николай Чудотворец; в субботу поминаются преподобные, мученики и все святые. В субботу также поминаются и все умершие. (“Неделей” на церковно-славянском языке называется воскресный день, как день неделания, т.е. свободный от дел житейских, а семь дней, которые принято теперь называть неделей, называются седмицей).
в) Суточные богослужения
Следуя библейской традиции, церковный день начинается с
вечера. (Библейское повествование о днях творения начинается с вечера: “И был вечер и было утро, день один” (Быт. 1:5). Поэтому первое богослужение церковного дня — это вечерня. Всех богослужений, совершаемых в течение суток, девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы (первый, третий, шестой и девятый) и Божественная Литургия. Впрочем, эти богослужения в своем полном составе совершаются обычно в монастырях и при некоторых многолюдных соборных храмах.
Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. В ней верующие благодарят Господа за прошедший день и просят милостей Его на предстоящий вечер.
Повечерие — служба, совершаемая после вечерней трапезы (ужина); оно состоит из ряда молитв перед отходом ко сну, в которых верующие просят у Господа прощения грехов и защиты от козней дьявола во время сна.
Полунощница — служба преимущественно монашеская, совершаемая в полночь, в воспоминание молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Молитвы полунощницы призывают молящихся бодриться и быть всегда готовыми ко дню суда, который придет внезапно, как Жених в полночь (притча о Десяти Девах).
Утреня — служба, совершаемая утром перед восходом солнца. В ней верующие благодарят Бога за прошедшую ночь и просят помощи на наступающий день.
Часы — это совсем короткие богослужения, которые читаются в течение дня; на них отсутствует пение. Первый час соответствует приблизительно нашему седьмому часу утра, поскольку в древности счет времени начинался от восхода солнца. На третьем часе, соответствующем девяти часам утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. На шестом часе (двенадцать дня) — распятие Господа Иисуса Христа. На девятом часе (то есть в три часа после полудня) — смерть Спасителя на Кресте.
Самое важное богослужение — Литургия (иногда называемая просто “обедня”) — совершается до полудня. На Литургии перед духовным взором молящегося проходит земная жизнь Спасителя, в особенности Тайная вечеря, когда Господь Иисус Христос установил таинство Причащения. В этом таинстве совершается чудо: Дух Святой сходит на хлеб и вино и пресуществляет их —- т.е. изменяет их сущность. Хлеб становится истинным Телом Христовым и вино в чаше истинной Кровью Христовой.
Эти богослужения в древних монастырях совершались отдельно одно от другого в положенное для них время. Когда эти богослужения стали совершать в приходских храмах, то для удобства их соединили в две группы: вечернее богослужение и утреннее.
В состав вечернего богослужения вошли вечерня, утреня и первый час, в состав дневного — третий и шестой час и Литургия. Девятый час, повечерие и полунощница в приходских храмах опускаются.
Накануне праздников и воскресных дней вечернее богослужение (состоящее из вечерни, утрени и первого часа) совершается более торжественно, чем в будние дни, и именуется оно всенощной — от “всю ночь,” потому что у древних христиан оно начиналось вечером и кончалось утром, когда переходило в Литургию, на которой верующие причащались.